Сборка резьбовых соединений. При сборке резьбовых соединений должны быть обеспечены: соосность осей болтов, шпилек, винтов с резьбовыми отверстиями и необходимая плотность посадки в резьбе; отсутствие перекосов торца гайки или головки болта относительно поверхности сопрягаемой детали, так как перекос является основной причиной обрыва винтов и шпилек; соблюдение очередности и постоянство усилий затяжки крепежных деталей в групповых резьбовых соединениях. Последнее означает, что затяжка гаек (болтов) производится в определенной последовательности. Их затягивают крест-накрест в несколько приемов — сначала неполным моментом, а затем окончательным, указанным в нормативно-технической документации. Контроль момента затяжки резьбовых соединений осуществляют динамометрическими ключами по степени изгиба или кручения стержня ключа либо с помощью предельных муфт, встраиваемых в резьбозавертывающие машины (установки).

12 Сборка резьбовых соединений — наиболее распространенная операция при монтаже любых видов оборудования, трубопроводов и металлоконструкций. По характеру сборки различают крепежные резьбовые соединения (соединяемые с затяжкой) и установочные. При сборке первых сила затяжки в них должна обеспечивать заданный характер сопряжения деталей машин (прочность, плотность, точное относительное положение и др.). В установочных резьбовых соединениях сила затяжки не создается и нагрузка воспринимается резьбовыми деталями в любом положении их относительно друг друга. Большинство резьбовых соединений на монтаже собирают при помощи ручного универсального инструмента, тип которого (плоские или торцовые ключи, отвертки и т. п.) выбирают в зависимости от формы головки болта или гайки, а также от степени доступности собираемых элементов. К резьбовым соединениям предъявляются следующие основные требования.1. Оси резьбовых отверстий должны быть перпендикулярны плоскостям соединяемых деталей. 2. Групповые резьбовые соединения — крепление крышек, фланцев и т. п.— должны выполняться в определенной последовательности. Бессистемное завертывание гаек приводит к деформации соединяемых деталей, не дает возможность создать герметичность стыка, особенно при больших давлениях. Следует учесть, что в тяжелом машиностроении и в частности в энергомашиностроении, крупные резьбовые соединения подвергаются большим нагрузкам в процессе работы. 3. Для предохранения от перегрузки резьбовые детали в ответственных соединениях затягивают с определенным крутящим моментом. Величина крутящего момента затяжки зависит от назначения резьбового соединения. При затяжке резьбовых соединений находят применение различные конструкции предельных ключей: а) тарированные ключи, рассчитанные на автоматическое выключение их при достижении заданного усилия затяжки; б) динамометрические ключи, контролирующие усилие затяжки в процессе завинчивания гайки (|винта) с помощью специальных указателей. Так как прикладываемое усилие затяжки в значительной степени зависит от коэффициента трения, на который оказывает влияние качество сопрягаемых поверхностей болта и гайки, их чистота обработки, смазка, покрытие и др., то применение предельных ключей не гарантирует точной величины затяжки во всех случаях. Осуществление затяжки за счет поворота гайки на определенный рассчитанный угол после ее соприкосновения с сопрягаемой поверхностью дает более стабильные результаты, так как в этом случае влияние коэффициента трения не сказывается на усилии затяжки. Для этой цели применяется специальное приспособление, которое позволяет после соприкосновения гайки с опорной поверхностью детали повернуть ее дополнительно на заданный угол и тем создать необходимое усилие затяжки. При сборке ответственных шпилек, болтов компрессоров, турбин и т. п. применяется измерение величины деформации болта (его удлинение) под действием затяжки. Удлинение болта характеризует степень затяжки. При сборке крупных резьбовых соединений можно осуществлять затяжку за счет предварительного удлинения стержня болта или шпильки. Для этих целей вытяжку шпилек производят с помощью гидравлических устройств или нагрева их через отверстия в стержне. После завертывания гайки растягивающее усилие шпильки снимается (прекращается нагрев ее), шпилька укорачивается по длине и плотно прижимает сопрягаемую гайку, чем и препятствует самопроизвольному отворачиванию се во время работы, повышая долговечность и надежность работы машины.

Используются технологии uCoz