4)Система
и ее среда.
Как
следует из
определения,
понятие «система»
ограничивает
некоторое
множество элементов.
При этом предполагается,
что может
существовать
множество
элементов за пределами
системы, с
которыми она
взаимодействует.
Это
множество принято
называть внешней
средой. Элементы,
не
взаимосвязанные
с системой, не
являются
частями ее
среды.
Система,
не имеющая
внешней
среды,
называется изолированной.
В реальном
мире не
существует
изолированных
систем,
поэтому
концепция
изолированности
в решении конкретных
проблем
используется
редко.
Систему,
у которой
есть внешняя
среда, называют
открытой. Если
объект
определен
как открытая
система, то
возникает
вопрос: какие
элементы включить
в систему, а
какие —
отнести к
внешней
среде.
Универсальных
правил для
решения
этого
вопроса не
существует,
так как хотя
конкретные
системы по своему
характеру
объективны,
на них в то же
время
наложен
субъективный
отпечаток,
поскольку
образующая
их конфигурация
элементов
обусловлена
требованиями
задачи,
формулировку
и решение
которой
осуществляет
исследователь.
Действительно,
один и тот же
объект,
например
производственный
цех,
различными
исследователями
может быть
представлен
в виде
различных
систем. Для
экономиста
систему
«цех»
составляют
такие
элементы, как
станки, предметы
труда, сырье,
связанные
между собой материальными,
энергетическими
и финансовыми
потоками.
Элементами
внешней
среды
являются смежные
цехи, заводской
административный
аппарат,
склады материалов
и готовой
продукции и
другие объекты,
функционирование
которых
существенно
влияет на
экономические
показатели
работы цеха.
При этом
экономист,
естественно,
не учитывает
огромное
количество
связей
другого типа
вследствие
их слабого влияния
на экономику
цеха. С точки
зрения проблем,
решаемых,
например,
психологом,
цех
представляет
собой
совершенно
другую
систему.
Элементами
ее являются
отдельные
люди и их
коллективы,
объединенные
связями
психологического
типа.
Психолога могут
интересовать
вопросы
влияния на изучаемый
им коллектив
других
цеховых коллективов,
которые
образуют
внешнюю
среду
системы.
Следовательно,
разделение
множества
взаимосвязанных
элементов
на систему и
внешнюю
среду
основано на точке
зрения
исследователя,
которую формируют
характер
решаемой
проблемы, существенность
взаимосвязей
между множеством
рассматриваемых
элементов, а
также индивидуальность
мышления
исследователя.
Определяя
объект как
систему,
исследователь
с указанных
позиций
выделяет
систему из
внешней
среды
(очерчивает
границы
системы),
указывает
входные и
выходные
связи, устанавливает
факторы,
которыми
должны
описываться
состояния
системы.