4)Система и ее среда.

 

Как следует из определения, понятие «сис­тема» ограничивает некоторое множество элементов. При этом предполагается, что может существовать множество элементов за пределами системы, с которыми она взаимодействует. Это множество принято называть внешней средой. Элементы, не взаимосвязанные с системой, не являются частями ее среды.

Система, не имеющая внешней среды, называется изолированной. В реальном мире не существует изолированных систем, поэтому концепция изолированности в решении конкретных проблем исполь­зуется редко.

Систему, у которой есть внешняя среда, называют открытой. Если объект определен как открытая система, то возникает вопрос: какие элементы включить в систему, а какие — отнести к внешней среде. Универсальных правил для решения этого вопроса не сущест­вует, так как хотя конкретные системы по своему характеру объек­тивны, на них в то же время наложен субъективный отпечаток, поскольку образующая их конфигурация элементов обусловлена требованиями задачи, формулировку и решение которой осущест­вляет исследователь.

Действительно, один и тот же объект, например производствен­ный цех, различными исследователями может быть представлен в виде различных систем. Для экономиста систему «цех» составляют такие элементы, как станки, предметы труда, сырье, связанные между собой материальными, энергетическими и финансовыми пото­ками. Элементами внешней среды являются смежные цехи, завод­ской административный аппарат, склады материалов и готовой продукции и другие объекты, функционирование которых сущест­венно влияет на экономические показатели работы цеха. При этом экономист, естественно, не учитывает огромное количество связей другого типа вследствие их слабого влияния на экономику цеха. С точки зрения проблем, решаемых, например, психологом, цех представляет собой совершенно другую систему. Элементами ее являются отдельные люди и их коллективы, объединенные связями психологического типа. Психолога могут интересовать вопросы влияния на изучаемый им коллектив других цеховых коллективов, которые образуют внешнюю среду системы.

Следовательно, разделение множества взаимосвязанных элемен­тов на систему и внешнюю среду основано на точке зрения исследователя, которую формируют характер решаемой проблемы, су­щественность взаимосвязей между множеством рассматриваемых элементов, а также индивидуальность мышления исследователя. Определяя объект как систему, исследователь с указанных позиций выделяет систему из внешней среды (очерчивает границы системы), указывает входные и выходные связи, устанавливает факторы, которыми должны описываться состояния системы.

 

 

Используются технологии uCoz